Новый мир. Новые угрозы. Новые перспективы




В 2020 году в один миг лидирующие позиции заняли угрозы и риски, которые еще совсем недавно не рассматривались в числе первостепенных. Прежние форматы взаимодействия потеряли свою актуальность. Одновременно сформировались условия для развития новых направлений сотрудничества между государственным и частным секторами экономики.

Любопытно, что в Отчете по глобальным рискам 20201, традиционно выпущенным Всемирным экономическим форумом в начале этого года, киберугрозы и мошенничество с данными не вошли в пятерку ключевых рисков ни по вероятности происхождения, ни по степени воздействия на человечество. Кстати, еще в 2019 году эти риски занимали в данном рейтинге пятую и четвертую позицию, соответственно.

Так или иначе, всего через пару месяцев после выхода отчета, ситуация поменялась кардинальным образом. Информационно-коммуникационные технологии стали спасением для мировой экономики и жизни общества. И мир забил тревогу в связи с многократно возросшим уровнем кибератак. Устойчивость компьютерных систем и бесперебойность работы информационной инфраструктуры стали залогом стабильности государственных и бизнес-процессов.

Свежий отчет ВЭФ2, опубликованный в мае этого года, содержит обновленные данные. По результатам опроса 350-ти выдающихся профессионалов в области риск-менеджмента, возросшая киберпреступность и мошенничество с данными занимают третье место среди ключевых рисков безопасности для компаний. 30% респондентов отметили в качестве главной угрозы для частного сектора перебои в работе  критической информационной инфраструктуры и сетей.

Но не только бизнес отмечает возросшую роль кибербезопасности. Во время пандемии кибератакам в равной степени подвергались и государственные органы и медицинские, образовательные и социальные учреждения. Специальный представитель Президента России по вопросам международного сотрудничества в области информационной безопасности, директор Департамента международной информационной безопасности МИД РФ Андрей Крутских озвучил следующую статистику: «С начала этого года зафиксировано более 1 млрд. вредоносных информационных воздействий на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации. Участились случаи скоординированных целенаправленных компьютерных атак… Количество таких атак за эти несколько месяцев уже превысило 12 тысяч»3.

Повышенное внимание к вопросам кибербезопасности и обеспечения устойчивости критической информационной инфраструктуры как со стороны частного сектора, так и со стороны государства создает благоприятные условия для развития государственно-частного партнерства в этой области. В частности, можно отметить следующие направления для потенциального сотрудничества:

  1. Бизнес обладает современными решениями по защите компьютерных систем и имеет опыт их эффективного внедрения в условиях всемирного перехода на удаленный доступ. Государственные структуры, в свою очередь, менее гибкие в этом вопросе и нуждаются в ориентирах и конкретных механизмах.
  2. Возросшая значимость информационных технологий для стабильного функционирования общества, в том числе в таких жизненноважных областях как здравоохранение и образование, свидетельствует о необходимости развития регионов страны с недостаточной оснащённостью информационно-коммуникационной инфраструктурой.
  3. Многие технологические решения и подходы, де-факто используемые в новой реальности, требуют их закрепления де-юре. Обновление законодательной базы для цифрового общества в посткоронавирусную эпоху невозможно без экспертного мнения бизнес-сообщества, которое  задает тон ускорившейся цифровизации экономики.
  4. Эффективная борьба с киберпреступностью, которая активизировалась во время пандемии, как и прежде невозможна без активного взаимодействия государства и бизнеса, налаженного обмена информацией и скоординированной деятельности частного сектора и правоохранительных органов.

Не все из перечисленных направлений деятельности регулируются существующим в России законодательством в области государственно-частного партнерства. Произошедший кризис можно рассматривать как стимул для расширения рамок ГЧП в сфере информационной безопасности на законодательном и практическом уровнях. События 2020 года поменяли ландшафт угроз и в этих условиях особую важность приобретает способность адаптироваться к новым реалиям.

[1]http://www3.weforum.org/docs/WEF_Global_Risk_Report_2020.pdf

[2]http://www3.weforum.org/docs/WEF_COVID_19_Risks_Outlook_Special_Edition_Pages.pdf

[3] https://interaffairs.ru/news/show/26947